Блог

О самом важном

Понаблюдайте за своим ребёнком, что он делает, когда боится? Бледнеет и не может проронить ни слова? Убегает и прячется? Громко кричит? Скорее всего именно так он поступит в случае реальной опасности.

Не новость, что у живых существ есть всего три варианта защитной реакции на опасную ситуацию: замереть, атаковать или убежать. Решение о выборе варианта принимается мозгом за долю секунды. Не зависимо от возраста, в опасной ситуации мозг ничего не анализирует, а действует так, как привык.

Выработать привычную реакцию воспитательными методами невозможно. Можно 1000 раз сказать, что при нападении незнакомца нужно громко закричать, показать плакат и мультфильм на эту тему, но если на уровне тела такой привычки нет, ребёнок в опасной ситуации не закричит.

При работе с негативными эмоциями в клубе я использую упражнение с боксёрским мешком, задача участника бить мешок мягким мечом и громко кричать. Далеко не каждый ребёнок даже осознавая, что кричать можно, разрешает себе "выпустить пар". Так действуют родительские запреты.

Да, блок на крики своим детям мы ставим сами: "Не ори, не в лесу", "Говори тише", "Веди себя нормально", "Не пугай людей", "Что ты меня позоришь" и т.д. Это и понятно, родителю хочется тишины. На сегодняшний день я не знаю ни одного родителя, который бы тренировал крики или хотя бы поощрял их.

С бегом ситуация похожая. Безусловно, из лучших побуждений. И я согласен, что в обычной жизни гораздо безопаснее перемещаться пешком, нежели нестись сломя голову. Но как тогда научить мозг убегать во время опасности? Очевидно, что нужно тренироваться в специально созданных условиях.

Какая реакция спасёт ребёнка младше 10 лет в опасной ситуации? Однозначного ответа нет. Но по мнению специалистов, активные действия и умение быстро справиться с первым страхом всё же дают больше шансов, чем ступор или растерянность.

100% ребёнка спасёт умение не попадать в опасные ситуации и это самое важное в самозащите у детей до 10 лет. Поэтому на занятиях мы разбираем потенциально опасные ситуации, оцениваем шансы выбраться из них невредимыми и главное ищем в какой момент что-то пошло не так, когда ситуация начала становиться опасной, после чего находим способы избежать опасности.

Ребёнок, не имеющий собственного опыта хорошо запоминает эти кейсы, поэтому чаще общайтесь со своими детьми, рассказывайте свои истории и истории своих знакомых, так вы сформируете у чада причинно-следственные связи и поможете ему вовремя принять правильное решение.

А учиться кричать, убегать и обороняться приводите в профильную организацию.
Евгений Костык, главный тренер клуба "Рыкарь"