Блог

Как совладать с подростком?

Могу поделиться своими соображениями по этому поводу. Меня зовут Евгений Костык, я работаю с детьми и подростками с 1996 г., это уже 25 лет. Нет, я не психолог, я спортивный тренер. За эти годы через мои тренировки прошло свыше 1000 детей и я общался с их семьями. Могу вам уверенно сказать, что всё это время я не встречал ни плохих детей, ни плохих родителей. Но часто встречал поломанные детско-родительские отношения в которых одна из сторон или обе сразу не хотят слышать друг друга.

В этой статье я возьму на себя смелость рассказать о своём видении происходящего, а вы сможете решить соглашаться со мной или нет.

Итак, немного теории. Ребёнок пришёл в этот мир беспомощным, ни на что не способным комочком, будем считать это его точкой отсчёта (точкой А). Логично, что с течением времени он должен расти, развиваться, приобретать различные навыки и в итоге стать самостоятельным, полезным для общества взрослым человеком - это его точка Б. Ответьте себе честно, мечтаете ли вы, чтобы ваш ребёнок в результате пути стал ни на что не способным амёбоподобным существом? Я в этом сомневаюсь.

Теперь о пути и о роли родителей во всей этой истории. Лично мне этот путь представляется горой или пирамидой, по которой карабкается новая личность, а родитель там проводник. В моей голове как нельзя лучше пирамида развития личности соотносится с пирамидой потребностей Маслоу.

Основание пирамиды - базовые, физиологические потребности, родитель учит ребёнка самостоятельно кушать, справлять нужду, одеваться (возраст 0-2 года).
Следующая потребность - безопасность, ребёнок учит свой адрес, учится не общаться с незнакомцами, изучает правила пожарной безопасности и безопасности на воде, любой родитель понимает насколько это важно (возраст 3-5 года).
Далее идёт потребность в принадлежности и любви. Ребёнок хочет принадлежать к какой-то группе, научить любить может большая большая семья, но немаловажно, чтобы на этом этапе появились и первые друзья (6-10 лет).
Отметься себе, что первые две ступени без проблем закрываются одними родителями, но с третьей ступени в жизни ребёнка должны появиться третьи лица.

Личность развивается дальше и уже нуждается не просто в обществе, а в уважении со стороны этого общества, в том числе общества сверстников. Каким бы расчудесным и осознанным родителем вы ни были, как бы вы не старались уберечь своё чадо, приходит время, когда от вас уже мало что зависит. Ну не то, чтобы совсем мало, просто вы больше не можете прямо влиять на ход событий. Это и есть тот самый подростковый возраст. Именно в этот период личность должна утвердиться в обществе и только после решения этого вопроса, она перейдёт на следующий этап - познавательный.

Вот здесь родителю важно понять, что “на кривой козе” не получится приехать из точки А в точку Б. Ну никак! Не научили удовлетворять базовые потребности - всё, никакого детского сада, сидим дома, кормим с ложки. Не научили правилам безопасности - водим за руку до конца жизни и не мечтаем об обществе. Ребёнок не научился общаться со сверстниками - всё, он не найдёт своего места и всегда будет изгоем, соответственно о следующем этапе можно забыть. Ну а если он не утвердился, не заработал уважение, то он не будет думать об учёбе, все его мысли будут на четвёртом этапе.

Я сейчас не буду двигаться по пирамиде выше, так как тема разговора подростки. И прежде чем читать статью дальше, я вам предлагаю примерить пирамиду на своего ребёнка. Где он сейчас как вы думаете? Чем заняты его мысли?

Я провёл опрос в группе подростков 12-16 лет, и выявил следующее: самый большой страх, который назвали ребята - это страх одиночества. Я попросил рассказать об этом подробнее, оказалось, что если подросток один - он изгой, его все травят, над ним насмехаются, это невыносимо и очень страшно, поэтому каждый ищет хоть какую-то группу, к которой можно примкнуть. Напоминает раннее средневековье, не правда ли? И это нормально, ведь личность развивается тем же путём, что и всё человечество.

И вот здесь очень важно принять для себя эту информацию! В жизни вашего ребёнка подросткового возраста идут средневековые нецивилизованные и очень жестокие войны. И вы не можете его от них уберечь. Это часть его пути. Пока он не утвердится в своём обществе, он не сможет думать об учёбе, как бы убедительны вы не были и как бы громко не орали.

А на войне, сами понимаете, как на войне - все средства хороши. Один будет эпатировать, второй подвергать жизнь и здоровье риску, третий пользоваться физической силой и вот это вот всё, что мы наблюдаем, охаем, ахаем и думаем, что мы такими не были. Были. Просто забыли.

Так можно ли что-то сделать? Если найден корень проблемы, то, конечно, найдётся решение. У меня оно тоже есть.

Раз вы дочитали до этого абзаца, вы мудрый думающий, заботливый родитель. Первое, что вам нужно сделать, это понять, на каком этапе “застрял” ваш ребёнок. Он совсем не может найти общий язык со сверстниками, или он общается, но не может заслужить уважение? Или заслужил уважение, но не приемлемым или опасным способом? Исходя из полученной информации, вы найдёте способ преодоления этого этапа. На самом деле способов в избытке, когда есть понимание, какого результата хотите добиться.

Я расскажу об одном из. Я уже говорил, что вы не можете прямо влиять на прохождение ребёнком этих этапов. Точнее не так, конечно вы можете прийти в школу и наорать или побить обидчиков своего “малыша”, но вы же понимаете, какими последствиями это обернётся? Именно поэтому я говорю, что возможно только косвенное влияние. Я вижу выход в искусственном подборе круга общения. Нет, не в навязывании приемлемых друзей, а в выборе места, где ваш ребёнок будет проводить свободное от учёбы время. Например, клубное формирование. Спортивное или по другим интересам. В чём плюсы? Как правило клубные формирования - это организации культивирующие определённые ценности, это может быть спорт, здоровый образ жизни, патриотизм, наука, творчество, волонтёрство и т.д. Выбрав такое формирование для своего ребёнка, вы можете быть уверены, что он попадёт в среду единомышленников. Если в школе он является изгоем, потому что не употребляет снюсы или алкоголь, то в клубе, пропагандирующем здоровый образ жизни его примут с распростертыми объятиями. Таким образом ребёнок закроет потребность в принадлежности, он найдёт свою “стаю” и получит чувство “локтя” или “плеча”.
Далее, если стоит вопрос в уважении, как правило клубные формирования одной из своих целей ставят развитие личности, часто через участие в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях. Дипломы, грамоты, медали - это признание достижений личности. Здесь акцентирую внимание: да, вы можете без конца повторять ребёнку, что вы его любите и он вам нужен, но четвёртый этап развития заключается в получении признания от третьих лиц, общества в целом. Очень хорошо на достижение этой цели работают командные взаимодействия, например игровые и командные виды спорта, походы, постановки спектаклей, какая-то отрядная деятельность. В общем, всё многообразие дополнительного образования. Вам нужно просто выбрать.